Главный врач клиники В.В. Боровик: Я горжусь тем, что работаю в Центре имени академика А.М. Гранова
Ко дню медицинского работника мы запустили проект «Профессия – врач». Это цикл интервью, в рамках которого сотрудники Российского научного центра радиологии и хирургических технологий имени академика А.М. Гранова рассказывают о том, что больше всего любят в своей профессии и, конечно, о тех сложностях, с которыми сталкиваются в каждодневной работе.
В этом материале – интервью с главным врачом клиники, хирургом В.В. Боровиком.
Владимир Владимирович, что Вам больше всего нравится в работе врача?
Прежде всего, нравится работать именно в нашем учреждении. В этой связи хочу сказать несколько слов о каждом из ключевых направлений деятельности клиники.
Начну с диагностики. Российский научный центр радиологии и хирургических технологий обладает мощной и современной диагностической базой. Во всей стране, помимо нашего учреждения, такое сосредоточие диагностической аппаратуры представлено лишь в нескольких клиниках.
Кроме того, большая радость и честь – работать со специалистами высочайшего уровня, которые проводят диагностические исследования по современным протоколам. Мы получаем максимально точную и полную информацию, которая дает возможность в кратчайшие сроки предложить пациентам оптимальный объем помощи. Это касается пациентов онкологического профиля и больных с другими патологиями.
Очень много проводится диагностических процедур для амбулаторных пациентов. Здесь следует остановиться на отделении позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ). К слову, самые первые в России ПЭТ-исследования всего тела проводились в 1990-х годах именно в этом отделении, и, конечно, оно обладает наибольшим опытом в данной области. Очень важно также, что в нашем циклотронно-радиохимическом комплексе рутинно синтезируются 10 радиофармпрепаратов, и сегодня в РНЦРХТ имени академика А.М. Гранова используется их самый широкий в стране спектр.
Что касается непосредственно лечения, здесь также хочется отметить сразу несколько важных моментов, характеризующих наше учреждение с лучшей стороны.
Парк лучевой терапии состоит из 6 линейных ускорителей, оборудования для брахитерапии и установки гамма-нож. На последней проводится до 300 сеансов радиохирургии в год, на линейных ускорителях лечение получают ежегодно около 2-2,5 тысяч пациентов. Это весьма значительное число, притом протоколы лечения самые современные.
Штат специалистов радиотерапевтического профиля – настоящие профессионалы. Бóльшая часть из них прошли обучение в стенах нашего учреждения. Они знают специфику работы и современные протоколы лечения. Более того, к каждому пациенту у нас применяется персонифицированный подход. Как результат, показатели безрецидивного периода, общей и отдаленной выживаемости по итогам нашего лечения выше среднестатистических.
Переходя к разговору о хирургическом блоке, не могу не отметить тот факт, что наше учреждение обладает наибольшим в регионе опытом выполнения ортотопических трансплантаций печени. На данный момент выполнено 246 трансплантаций с результатами, которые сопоставимы с лучшими европейскими клиниками.
Первая трансплантация была произведена в Российском научном центре радиологии и хирургических технологий 14 июня 1998 года. Пациентка жива до сих пор и успешно перенесла ряд других операций, не связанных с пересаженным органом.
Среди прочих передовых наработок в области хирургии – лечение местнораспространенных опухолей поджелудочной железы и печени. Мы являемся пионерами лечения данной патологии в РФ, и результаты оказания медицинской помощи в этой области у нас выше, чем в общей популяции.
Следует особо отметить отделение ангиографии как самое опытное в вопросах регионарного лечения новообразований поджелудочной железы и печени. Начиная с 1990-х годов ежегодно в нашем учреждении проводится порядка полутора тысяч процедур. Лучшие специалисты России и бывшего Советского Союза, которые занимаются подобными методами лечения, либо работают у нас, либо – не всегда, но весьма часто – являются нашими воспитанниками.
Наконец, то, что всегда радует и вдохновляет, – это работа коллектива в целом. Конечно, в данный момент, в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, мы вынуждены редуцировать свою работу, но она продолжается, и мы оказываем полноценную помощь пациентам с онкологическими заболеваниями.
Спасибо большое за подробный ответ. Отрадно слышать столько хорошего о работе клиники. А что самое сложное в работе главврача?
У нас большой штат специалистов, и очень важно, чтобы он работал как слаженный организм. Для этого необходимо, чтобы каждый сотрудник осознавал значимость как своих задач, так и задач коллектива в целом. Добиться этого иногда бывает сложно.
Когда Вы определялись с профессией, с чем был связан выбор именно Вашей специальности?
У меня не было каких-либо сложностей с выбором профессии – я всегда знал, что пойду поступать в медицинский институт. Позднее, на старших курсах, когда мы уже проходили хирургические специальности, важную роль в формировании врачебного мышления сыграли преподаватели. Решающим в профессиональном самоопределении стал период, когда я увидел, как работают хирурги в операционной и какие результаты приносит их работа.
Есть ли человеческие качества, которыми, на Ваш взгляд, должен обладать хороший врач и без которых не стоит идти в медицину?
Несомненно, это порядочность, обучаемость и стремление к получению новых знаний, т. к. ничто не стоит на месте. Но главное – это восприятие чужой боли. Безразличие – самое плохое, что может существовать внутри врача. Если человек безразличный к чужой боли, наверное, ему не стоит идти в медицину.